ИИ нашёл в нашем ДНК нового предка. Кто он?

Последние несколько веков человечество активно занимается проблемой нашего происхождения. Она важна для решения многих вопросов: как мы эволюционировали, кто наши ближайшие предки и почему мы стали доминирующим видом на планете?

Иногда совершенно разные области науки сплетаются друг с другом, создавая уникальные результаты. Так вышло и в этот раз: в одном исследовании 2019 года ученые использовали искусственный интеллект, чтобы определить неизвестный вид предков человека, с которым современные люди сталкивались во время долгого пути из Африки тысячелетия назад.

Около 80 000 лет назад произошел так называемый «выход из Африки» — тогда часть человеческой популяции, уже состоявшая из современных людей, покинула африканский континент и мигрировала на другие континенты, дав начало всем современным популяциям, — объясняет эволюционный биолог Жауме Бертранпетит из Университета Помпеу Фабра в Испании.

Когда современные люди продвигались по суше Евразии, они продвигались и в других направлениях — размножались с древними и вымершими видами людей. До недавнего времени считалось, что к таким случайным сексуальным партнерам относятся неандертальцы и денисовцы, причем о последних до 2010 года ничего не было известно. Но в данном исследовании, благодаря современным технологиям, в ДНК евразийцев был обнаружен и третий предок:

Эта популяция либо родственна неандертальско-денисовской кладе, либо рано отклонилась от денисовской линии, — объясняют исследователи в своей работе, имея в виду, что, возможно, эта третья популяция была смесью неандертальцев и денисовцев.

Используя статистическую технику, называемую байесовским выводом, исследователи обнаружили доказательства того, что они называют «третьей интрогрессией» — призрачной архаичной популяцией, с которой современные люди скрещивались во время африканского исхода.

Вот так выглядит Денисова пещера (фотография: Сибирский отдел РАН)

Другая группа исследователей обнаружила в 2018 году доказательства того, что они назвали определенным третьим событием скрещивания между денисовцами и неандертальцами, а пара работ, опубликованных в начале 2019 года, проследила хронологию пересечения и скрещивания этих вымерших видов более подробно, чем когда-либо прежде.

Наша теория совпадает с гибридной особью, обнаруженной недавно в Денисовой пещере, хотя пока мы не можем исключить другие возможности, — сказал в заявлении для прессы один из членов команды, геномист Маюх Мондал из Тартуского университета в Эстонии.

Учёным предстоит еще много исследований: применение такого рода анализа с помощью искусственного интеллекта — это совершенно новая техника в области изучения происхождения человека. Тем не менее, открытия в этой области науки происходят все быстрее и быстрее, и это важно — кто знает, какие ещё предки были у нас?