На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

wi-fi

94 подписчика

Причуды советской архитектуры: дом-бублик, "стакан" и "колбаса"

Бесчеловечные коробки жилых домов стали олицетворением эпохи правления Хрущева и поводом для многочисленных анекдотов. Эту архитектурную серость мастерски обыграли в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». В жилых массивах, застроенных хрущевками, действительно легко можно было заблудиться.

Но в хрущевско-брежневские времена в проектных институтах СССР создавали и проекты, которые выглядели странно и даже безумно. Они поражали воображение не только советских граждан, но и иностранцев, а еще пользовались популярностью у режиссеров.

«Сороконожка» в Москве
фото: www.restate.ru

А еще — «дом авиаторов», «дом-осьминог» или «дом на ножках». 13-этажный 299-квартирный панельный жилой дом оригинальной планировки в стиле брутализма появился в Москве на улице Беговой в середине 70-х. Главная особенность постройки по проекту архитектора Андрея Меерсона — 40 железобетонных опор-ног.

Вообще-то первые эксперименты с возведением домов «на ножках» в СССР начинали еще в 30-е годы. Взять хотя бы знаменитый «Дом Наркомфина» или «дом-коммуну» на Орджоникидзе в Москве. Но еще никогда многоэтажные строения не поднимали над землей так высоко — первый жилой этаж в «доме авиаторов» начинается на уровне стандартного четвертого. А благодаря 20 парам опор здание стали сравнивать с сороконожкой. Усиливают сходство с насекомым и панели, наложенные внахлест одна на другую, что создает эффект чешуи. Ну а округлые башни, в которых находятся пожарные лестницы, придают зданию сходство еще и со средневековой крепостью.

фото: www.restate.ru

Изначально дом хотели возвести на берегу Химкинского водохранилища под гостиницу для участников Олимпиады-80. Но в итоге проект реализовали ближе к въезду в столицу, у Ленинградского проспекта, и заселили работниками авиационного завода «Знамя Труда».

Дом на «курьих ножках» в Петербурге
фото: cian.ru

Четыре 22-этажных исполина необычной конструкции на Новосмоленской набережной в Петербурге — продукт творчества группы архитекторов во главе с Виталием Сохиным. Вообще-то этот тихий зеленый спальный район города задумывался как некий культурный центр: устье реки Смоленки тогда углубили, берега расширили и «одели» в гранит», на территории планировали разбить огромный парк «Окно в Европу». А чтобы это самое окно не перегораживать «небоскребами», их и было решено поставить на высокие бетонные опоры с мощным центральным «столбом» в центре здания. К тому же это была отличная подстраховка на случай наводнения.

фото: cian.ru
фото: cian.ru

К реализации приступили лишь в конце 80-х, так что из оригинального проекта свет увидели только собственно дома. И они стали настоящим символом района.

«Бублик» в Москве
фото: www.restate.ru

Таких всего два, и оба находятся в Москве. Идея круглого дома, напоминающего бублик, родилась с простого «а что, если…». Архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов подумали: почему бы не построить дом, воспользовавшись допустимой погрешностью при стыковке панелей в 6 градусов.

Кольцо по адресу Нежинская, 13 на западе Москвы получилось внушительное: 9 этажей, 26 подъездов, внутренний диаметр двора — 155 метров! И это был целый город в городе — с магазинами, аптеками, прачечной, ателье, сберкасса на первом этаже. А как эффектно дом смотрелся с высоты птичьего полета!

фото: www.russianrealty.ru
фото: www.restate.ru
фото: www.restate.ru
фото: www.restate.ru
фото: Яндекс.Карты

Спустя несколько лет аналогичный дом появился неподалеку в районе Раменки (именно его можно увидеть в фильме «Курьер») — на улице Довженко.

А вот от идеи построить олимпийскую деревню в форме пяти олимпийских колец в итоге отказались. Слишком дорогим оказалось обслуживание громоздких «бубликов», которые по факту оставались обычными советскими панельками со всеми вытекающими из этого неудобствами. Зато дома полюбились советским режиссерам: здесь, помимо «Курьера», снимали «Трагедию в стиле рок», а один из домов «засветился» в оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»: именно его светящиеся в ночи окошки показаны в финальных кадрах.

«Стакан» в Петербурге
фото: Ирина Васильева

Еще один продукт экспериментов советских архитекторов в области модернизма. Проект был разработан еще в 1975 году специалистами 5-й мастерской ЛенНИИпроекта под руководством Давида Гольдгора. Всего в Ленинграде построили восемь похожих башен, все они — на окраинах, поскольку «цилиндрическое здание» было призвано создавать «ощущение пространственного разнообразия, так необходимого новым районам».

Название эти здания получили благодаря оригинальной цилиндрической форме. В народе их еще называют «Байконуром»: в Ленинграде в 70–80-е годы шутили, что эти дома на самом деле и не дома вовсе, а замаскированные ракетные шахты. А вот название «матрешка» — из-за трех вставленных друг в друга цилиндров (лифтовая шахта с подсобными и техническими помещениями, кольцо коридора, квартиры) — не прижилось.

Шутки шутками, а жить в таких «стаканчиках» крайне неудобно. Поскольку изначально они проектировались как общежития, кухонь в квартирах не было, и жильцам приходилось самостоятельно обустраивать на жилплощади место для готовки. Прямых углов в квартирах тоже не было, из-за чего эргономика пространства заметно хромала. С другой стороны, панорамные окна — настоящая палочка-выручалочка для города, в котором солнечных дней за год набирается от силы пара десятков.

Водонапорная башня в Нарве
фото: Ирина Васильева

В небольшом эстонском городке на границе с Россией исторических зданий осталось не так много — город во время Великой Отечественной войны серьезно пострадал. А потому буквально каждый средневековый домик здесь обласкан вниманием туристов. Но только это здание видели все без исключения люди, которые хотя бы раз въезжали (или входили, перейдя границу пешком) в Нарву со стороны Ивангорода.

Здание 1969 года постройки сразу стало достопримечательностью городка. Во-первых, это был первый дом с лифтом. Местная ребятня (а иногда и взрослые) заходили внутрь, чтобы прокатиться на этом чуде техники. Во-вторых, взоры же прохожих привлекало странное сооружение на крыше здания. Согласно задумке автора проекта — архитектора Хенно Сепманна, дом о двенадцати этажах должен был выполнять функцию водонапорной башни. А странное сооружение, которое водрузили на крышу, и было резервуаром для воды. Впрочем, в таком качестве здание эксплуатировать так и не рискнули: из-за конструктивистских особенностей полностью заполненный бак мог привести к разрушению здания.

«Колбаса» в Петербурге
фото: www.restate.ru

Для своего времени этот образчик советского конструктивизма на улице Бабушкина в Ленинграде был довольно модернистским и новаторским. В своем проекте 1929 года архитектор Григорий Симонов использовал элементы, присущие скорее немецкой архитектуре тех лет, например, сочетание открытого кирпича и штукатурки, а также сплошное вертикальное остекление лестничных клеток. Квартал Хауфайзен в Берлине, протяженное центральное здание которого немецкий архитектор Бруно Таут выполнил в форме подковы, Симонов даже упоминал в своих работах. А широкие подворотни, разделенные на два проезда, это уже фирменный почерк самого Симонова.

фото: www.restate.ru

Среди жильцов ходит легенда, мол, изначально здание, построенное для рабочих завода «Вена», должно было стать частью архитектурной композиции «Серп и молот», но «молот» так и не пристроили. Так это или нет, но дом с момента его постройки и до наших дней более известен, как дом-колбаса. Он и правда по форме напоминает самую настоящую «вязанку», просто очень большую. Кстати, долгое время дом считался самым длинным в Ленинграде — более 300 метров, 25 подъездов.

«Ромашка» в Кишиневе
фото: 999.md

Это был самый амбициозный архитектурный проект в столице Молдавской ССР. Здание вытянутой формы, с футуристической «летающей тарелкой» на крыше и квартирами, расположенными по кругу (как в ленинградских башнях-«стаканах»). Над проектом поработал архитектор Олег Вронский, который очень уж был впечатлен жилищным комплексом «Марина-Сити» в Чикаго. Дом «за глаза» называют «кукурузой», но более поэтически настроенные граждане видят в нем ромашку (в сечении квартиры расположены по кругу, как лепестки).

Согласно одной из версий, это должна была быть гостиница с вращающимся рестораном на последнем этаже. По другой, санаторий-профилакторий для сотрудников Министерства строительства со смотровой площадкой наверху. В итоге получилось общежитие, которое уже после развала СССР получило статус жилого дома. Сейчас здание находится в настолько запущенном состоянии, что французские журналисты пару лет назад признали его самым некрасивым в мире.

«Змея» в Петербурге
фото: Ирина Васильева

На первый взгляд — это простая советской постройки панелька типа «корабль» на самой окраине Петербурга, на улице Пионерстроя. Но есть в здании и кое-что необычное. Изогнутая линия здания повторяет то ли прорытые во время Великой Отечественной войны траншеи, то ли огибает образованные рекой Сосновкой водоемы. Общая длина дома превышает 700 метров — здание вытянуто от Петергофского шоссе до проспекта Ветеранов и на сегодня держит пальму первенства в номинации «самый длинный дом в Петербурге».

фото: Яндекс.Карты

Прозвищ у дома тоже немало. Но среди местных он известен как «Китайская стена» или «дом-змея». Кстати, змея с хищно раскрытой пастью отчетливо считывается, если взглянуть на дом с высоты птичьего полета (ну или с крыш соседних домов). Архитекторы — Евгений Полторацкий и Наум Матусевич в середине 70-х взялись за сверхзадачу: доказать, что даже используя средства типовой застройки, можно добиться художественной выразительности. Авторы проекта взяли за основу четыре вида уже существующих блок-секций (прямые, угловые, поворотные и так называемые трилистники) и частично соединили их между собой. И это был настоящий прорыв в панельном строительстве. На самом деле здесь не одно, а сразу пять зданий, каждое из которых имеет еще и разную высотность.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх