На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

wi-fi

94 подписчика

Мне бы в небо: кто такие бортпроводники и сколько они зарабатывают

С бортпроводниками сталкивался каждый, кто летал на самолете. Это работники авиакомпаний, которые обеспечивают пассажирам самолета безопасность и комфорт.

Красивая форма и путешествия по всему свету — звучит заманчиво. Но каково работать бортпроводником на самом деле? Мария Наследова, бортпроводник-инструктор S7 Airlines, рассказала нам об этом подробнее.

фото: архивы пресс-служб

✈️ Что делают бортпроводники

Первая и главная задача — обеспечить безопасность пассажиров на борту. Бортпроводники готовы защитить пассажиров в любой внештатной ситуации, которые только потенциально могут произойти в полете. Вторая задача — обслуживание. Стюардесса обязана заботиться о комфорте пассажиров до, во время и после полета.

Базовые обязанности бортпроводницы за рейс: 

  • встретить пассажиров;

  • организовать посадку на места, помочь разместить ручную кладь;

  • провести брифинг пассажиров, подготовить салон к взлету и посадке;

  • обслужить питанием, предложить пледы;

  • проконтролировать безопасность пассажиров при взлете, посадке, в зоне турбулентности; 

  • разрешить внештатные ситуации, если такие возникают. 

✈️ Как попасть в профессию 

Если нет опыта, трудоустроиться можно двумя способами. В первом случае нужно найти открытые вакансии на сайтах авиакомпаний, а затем пройти собеседование. Если вас принимают на работу, то сперва вы пройдете обучение на бортпроводника за счет компании. По окончании обучения работодатель подписывает с вами контракт на 2-3 года. Если вы решаете уволиться раньше установленного срока, то расходы авиакомпании на обучение придется компенсировать.

Есть и второй путь — окончить специальные курсы за свой счет и уже потом откликаться на вакансии. 

Так, работе бортпроводников обучают:

️ Личный опыт

Я попала в профессию случайно. Моя подруга работала стюардессой и позвала меня попробовать себя в этой роли. К тому времени я получила два образования — бухгалтера и менеджера-экономиста. Я работала по специальности и не думала о карьере в авиации, даже на самолете ни разу не летала! Но тогда из любопытства согласилась попытать счастья. Оказалось, что не зря — я работаю в авиации уже 15 лет и навсегда влюбилась в небо.

фото: Getty Images

✈️ Как проходит обучение 

Обучение  длится 2-3 месяца. За это время до автоматизма отрабатываются все принципы безопасности, проходят многочисленные практические занятия на тренажерах. Все серьезно: на курсах вы будете  отрабатывать и эвакуацию по надувным трапам, и спасение пассажиров при посадке на воду, и тушение возгорания. Все бортпроводники гораздо сильнее, чем кажутся! Отдельная часть программы — оказание первой помощи в полете. 

Следующий значимый блок — комфорт путешественников. Как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы обслуживание было на самом высоком уровне — все это отрабатывается на занятиях по сервису.

Еще нужно знать воздушное международное право и воздушный кодекс РФ, работать с почтой и грузами. Задача школы бортпроводника — подготовить специалиста, способного справиться с любой ситуацией в воздухе. 

✈️ Карьерные перспективы

Первая ступень «вертикального» роста в авиакомпании — бортпроводник в экономическом классе. Если сотрудница зарекомендовала себя хорошо, то ее допускают до работы в бизнес-классе. Затем ее могут назначить на руководящую должность в кабинном экипаже на рейсе — старшего бортпроводника. Самые высокие ступени — бортпроводник-инструктор и старший бортпроводник-инструктор. Они могут не только совершать полеты, но и обучать специалистов в учебном центре. 

Строить карьеру «горизонтально» и менять авиакомпанию бывает сложнее. С одной стороны, на собеседовании у соискателей с опытом работы больше шансов. С другой стороны, если сотрудник с опытом работы хочет получить должность выше в другой компании, то ему придется начать восхождение по карьере «с нуля». Но менять авиакомпанию бывает полезно: чем она больше и престижнее, тем больше рейсов и выше зарплата. С хорошим опытом и знанием языков можно устроиться и в международную авиакомпанию.

️ Личный опыт 

Серьезно я взялась за карьеру бортпроводника в 2008 году, когда пришла в S7 Airlines. До этого я два года работала в других российских авиакомпаниях. Спустя два года мне удалось вырасти до старшего бортпроводника, а последние девять лет я работаю на должности инструктора. Главный мой совет — найти ту авиакомпанию, где вы сможете развиваться и при этом чувствовать себя комфортно, адаптировать график под себя и свои нужды.

Больше всего в профессии и непосредственно моей работе мне нравится разнообразие задач. Помимо полетов, я курирую группу из 35 бортпроводников, по сути выступаю ментором: консультирую и помогаю по любым рабочим вопросам. Кроме этого, я провожу проверки во время полетов, отмечаю возможные ошибки, контролирую соблюдение всех требований. Я постоянно в движении: за столько лет работы она мне ни капли не надоела как раз за счёт своей динамичности. 

Я думаю, что профессия будет востребована всегда. Люди всегда будут путешествовать и летать, а без бортпроводников это невозможно.

фото: Getty Images

Какие требования предъявляют работодатели

Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — все это часть работы бортпроводника. Кроме этого нужны

Здоровье. Обязательное условие — пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На ней врачи заключают, позволяет ли ваше здоровье летать на постоянной основе. 

Возраст. Если нет опыта работы, то обычно принимают соискательниц от 18 до 28 лет. Иногда верхняя граница варьируется до 35 лет в зависимости от авиакомпании. 

♀️ Физические данные. Во многих авиакомпаниях не допускается наличие шрамов, татуировок и пирсинга. Отказать кандидатке могут из-за слишком низкого или высокого роста. Например, если рост девушки меньше 160 см, то она вряд ли сможет достать до полки ручной клади, чтобы помочь пассажиру разместить свой багаж.

Знание иностранного языка. Английский нужно знать хотя бы на уровне pre-intermediate. Большим плюсом будет владение и другими иностранными языками.

Образование. Устроиться бортпроводником можно и после колледжа/техникума, но кандидатам с высшим образованием все же отдается большее предпочтение. На работу берут соискательниц с любой специальностью, но особенно ценятся преподаватели, лингвисты, медицинские работники, а еще менеджеры направлений «Гостиничное дело» или «Туризм». Главное требование — искренний интерес к профессии.

Сколько зарабатывают бортпроводники

Зарплата бортпроводника зависит от нескольких факторов: 

Опыт работы. Первые полгода бортпроводник получает зарплату по пониженной ставке. 

География перелетов. Рейсы за границу оплачиваются выше, чем полеты по России. 

Количество рейсов за месяц. В 2020 году из-за пандемии коронавируса, например, рейсов было меньше. Сейчас рынок авиаперелетов восстанавливается, так что бортпроводники снова стали востребованы. 

Средняя зарплата бортпроводника в российской авиакомпании составляет 70 тысяч рублей, но в зависимости от работодателя может варьироваться от 50 до 90 тысяч. 

фото: сериал «Пэн Американ»

✈️ Какие навыки нужно развивать будущему бортпроводнику

Soft skills: навыки коммуникации и участливость

Профессия бортпроводника не для заядлых интровертов. Как и в любой работе, связанной с постоянным общением с людьми, бортпроводники должны обладать способностью находить подход к каждому, быть терпеливыми, уметь услышать и постараться помочь. Человечность ценится особенно высоко: хороший бортпроводник обязательно поможет родителям успокоить ребенка или предложит помощь, если человек не справляется с багажом, не останется в стороне при конфликтах. Такие умения пригодятся как при работе с пассажирами, так и при общении в коллективе. 

Многозадачность и стрессоустойчивость

На строго прописанные в руководствах действия персонала накладываются реальные ситуации, которые могут быть совершенно разными. Важно все успевать: принимать решения быстро, действовать четко и слаженно внутри команды. И, конечно, уметь контролировать свои эмоции. 

фото: Getty Images

✈️ Плюсы и минусы профессии

Помимо жизни, состоящей из путешествий, к безусловным плюсам работы бортпроводником можно отнести: 

➕ Полный социальный пакет. Бортпроводникам предоставляется оплачиваемый больничный и длинный отпуск — около 70 дней в году. 

➕ Корпоративные перелеты со скидками после полугода работы. Вся семья — родители, супруг, дети — может экономить на рейсах внутри страны и за рубеж. Причем, специальные тарифы доступны не только на перелеты родной авиакомпанией, но и других. 

Но есть и подводные камни: 

➖ Ненормированный график. Ночные рейсы и отсутствие стабильных выходных в субботу и воскресенье для некоторых могут стать проблемой. Бортпроводники обычно заранее «бронируют» гарантированные выходные: как правило, это четыре дня в месяц, остальные спланировать проблематично.  

➖ Нагрузка на здоровье. Смена часовых поясов и частые рейсы все же могут повлиять на самочувствие. Среди профессиональных болезней — проблемы со сном, опорно-двигательной системой и варикоз. 

️ Личный опыт 

Многие воспринимают работу бортпроводником как временную. В молодости кажется классным облететь весь мир и посмотреть разные страны перед тем, как найти «нормальную» работу. Так думала и я, пока не попала в компанию, в которой я работаю сейчас — и уже на протяжении 13 лет. Я выросла, получила необходимые знания и достаточно практики, чтобы стать бортпроводником-инструктором.

Обычно из нашей профессии очень сложно уйти — работа в небе очаровывает. Моя коллега, юрист по образованию, дважды пыталась работать по специальности и всегда возвращалась обратно в авиацию. По ее словам, офисная работа кажется слишком рутинной, и отказаться от ощущения праздника, который дарят перелеты, тяжело. 

Что поможет быстрее погрузиться в профессию и вдохновиться

FlightMode — подкаст одноименного телеграм-канала про гражданскую авиацию. В нем профессионалы отрасли подробно обсуждают «внутреннюю кухню» авиаиндустрии.

Instagram-аккаунты бортпроводников. Например, Алена Кошкина

1А. Первый авиационный — YouTube-канал бывшего бортпроводника Ильи Брижака.

Мини-сериал Pan Am с Марго Робби, Кристиной Риччи и Майклом Мосли.

Авиадиспетчер — телеграм-канал, в котором собраны все новости из мира авиации. Помогает быть в курсе всего происходящего в отрасли.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх