На этой неделе — на целый месяц раньше, чем за океаном! — в российском прокате дебютирует «Форсаж 9» (в оригинале — F9), девятый фильм феноменально успешной франшизы о быстрой езде и семейных ценностях. Находим девять аргументов, доказывающих, что «Форсаж» уже давно перерос местечковую репутацию высокооктанового боевика, превратившись в поп-культурный феномен.

F1: Кастинг
Актерский костяк «Форсажа» — Вин Дизель, Мишель Родригес, Джордана Брюстер и, пока его жизнь не унесла автокатастрофа, Пол Уокер — остается неизменным на протяжении 20 лет, но интересовать зрителей, равнодушных к возможностям педали газа, франшиза начала с добавлением новых, все более интересных и именитых актеров. Именно в «Форсаже» состоялся голливудский дебют Галь Гадот, именно здесь оформил свое реноме «виагры для франшиз» Дуэйн Джонсон, а пару фильмов назад «Форсаж» принял в свои ряды сразу двух оскароносных актрис, Хелен Миррен и Шарлиз Терон.

F2: Diversity
Возможно, самый важный нюанс победоносного шествия «Форсажа» в мировом прокате (если первые серии зарабатывали по 200 миллионов, то последние две с запасом брали миллиардную высоту) — традиционно отличающие его многоликость и инклюзивность. Среди звезд франшизы — актеры всех рас и этнических принадлежностей, отчего постеры и трейлеры любого «Форсажа» всегда выглядели так, как выглядят современная Америка и планета Земля. Ну а когда на это стало принято обращать внимание в мейнстримовых медиа, «Форсаж» превратился в голливудский эталон diversity и пример для подражания.

F3: Прогресс
Сыграло свою роль и то, что «Форсаж» — редкая франшиза, прибавляющая или как минимум не сбавляющая обороты от фильма к фильму.
(По этой части ее превосходит разве что «Миссия: невыполнима», но Тому Крузу, как известно, законы не писаны.) Пятая, шестая и седьмая серии собирали кассу и прессу, которые было невозможно игнорировать, и если восьмой «Форсаж» преуспел отчасти в силу инерции, то последовавший за ним спин-офф «Хоббс и Шоу» доказал, что франшиза готова шагать не только вперед и вверх, но и, если надо, в сторону.
F4: Гибкость
Да, Дуэйн Джонсон и Джейсон Стейтем отбыли в собственный спин-офф (сиквел которого уже запущен в производство), а украшающие франшизу экшн-героини (Родригес, Брюстер и Натали Эммануэль — лишь некоторые из них) ждут обещанного Дизелем два года назад «женского» «Форсажа». Но на концентрацию звезд, к которой успели привыкнуть поклонники франшизы, подобные мелочи не влияют. Во-первых, Терон с Миррен все так понравилось, что они возвращаются в «Форсаж 9» (да еще и захватив с собой рэп-звезду Cardi B). А, во-вторых, Джонсона в новом фильме заменили еще один подавшийся в Голливуд рестлер Джон Сина…

F5: Справедливость
… и звезда четвертого, пятого и шестого фильмов Сон Кан, игравший Хана Лю. На возвращении Хана фанаты франшизы настаивали особенно рьяно — особенно после того как его предположительный убийца Декард Шоу (Стейтем) превратился из злодея в союзника героев. В какой-то момент в социальных сетях появился — и набрал популярность — хэштег #JusticeForHan, и когда ответственный за экранную историю Хана режиссер Джастин Лин взялся за «Форсаж 9», он первым делом решил восстановить эту самую справедливость. В том, как он это сделал, кроется одна из главных интриг нового фильма.

F6: Семейные ценности
В западной прессе до дыр заезжен каламбур о слове на букву F, без которого немыслим ни один «Форсаж» (в оригинале — Fast & Furious). Нет, это не fast, и нет, это не furious — да, конечно, это family. Стоящим превыше всего семейным ценностям так или иначе посвящены все девять «Форсажей», в каждом из которых непременно имеется хотя бы один произнесенный глубоким, как Марианская впадина, баритоном Доминика Торетто (Дизель) монолог о семье. Седьмой и лучший «Форсаж» врезался в память как пронзительное прощание с умершим во время съемок Уокером, и в этом смысле любопытно, как «Форсаж 9» обыграет тему братских чувств: злодей в исполнении Сины — кровный брат Доминика.

F7: Быстрая езда
Но чего греха таить: могучий триумвират вечных ценностей составляют в «Форсаже» не только семья, но и титульные скорость с яростью. Каждый из фильмов франшизы запоминается парой-тройкой, а то и полудюжиной феерических, зачастую беспрецедентных, регулярно отрицающих законы физики и здравого смысла экшн-сцен. С одной из них, особенно эффектной и неправдоподобной, с места в карьер берет «Форсаж 9», а еще одна, по слухам, забирается чуть ли не в космос (Лин не может «ни подтвердить, ни опровергнуть» эти слухи).

F8: Символизм
В России это не так существенно, но в изголодавшейся по громких премьерам Америке премьера девятого «Форсажа» — это по сути перезапуск кинопроката, потерпевшего за последние 14 месяцев колоссальные — как финансовые, так и имиджевые — убытки. Да, за последние месяцы вышли новая «Чудо-женщина» и «Годзилла против Конга», но они следовали убивающей прокат постковидной «модели Warner» (одновременная премьера в кино и стриминге), тогда как «Форсаж 9» — первый блокбастер подобного калибра, зазывающий вакцинированных зрителей в кинотеатры.

F9: Близость финала
Нащупав золотую жилу, продюсеры «Форсажа» вдохновенно выжимают из нее все соки (помимо фильмов, франшиза включает в себя анимационный сериал, видеоигры и парки аттракционов), но намереваются завершить основную сагу, пока интерес к ней остается на пике. Как и «Форсаж 9», два последних фильма снимет Джастин Лин, причем премьера десятого была изначально назначена на апрель 2021 года — пока пандемия и волна переносов не заставила голливудские студии перекроить все их планы.