Физики воссоздали первые мгновения жизни Вселенной и обнаружили новые загадочные частицы

Как известно, протоны и нейтроны состоят из еще более миниатюрных частиц — кварков. Они прикреплены друг к другу глюонами, а потому не могут разъединиться. Однако при высочайших температурах разделить протоны и нейтроны все же возможно. Тогда кварки с глюонами вылетают и перемещаются отдельно друг от друга. Так получается кварк-глюонная плазма — состояние, в котором наша Вселенная пребывала сразу же после Большого взрыва.

До того, как эти мельчайшие частицы смогли остыть и стать более стабильными, некоторые из них случайно столкнулись. Так образовались загадочные «частицы X», обнаруженные учеными Европейского центра ядерных исследований. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Physical Review Letters. Как же физикам удалось добыть образец кварк-глюонной плазмы? В этом им помог Большой адронный коллайдер. В процессе изучения материи исследователи столкнулись с большими сложностями, ведь время ее существования составляет лишь несколько миллиардных долей секунды. Однако в этот раз ученые наконец сумели извлечь из нее «частицы Х».

Впрочем, на этом работа физиков не закончилась. Они были вынуждены изучить огромный массив данных с помощью нейросети. Именно она смогла выделить из столкновений 13 млрд ядер атомов свинца ровно 100 экзотических частиц Х(3872). И, по словам ученых, это важное открытие — лишь начало большого исследования. Возможно, это первый шаг к тому, чтобы построить полную картину Большого взрыва. Теперь исследователи планируют пойти еще дальше и изучить внутреннее строение «частиц Х». Это может привести к целому ряду еще более значимых выводов и даже пересмотру имеющихся знаний о Вселенной.

2022 год только начался, а ученые уже сделали несколько важнейших «космических» открытий. 10 января результаты своей работы обнародовала международная группа астрономов из австрийского Инсбрукского университета. Исследователи открыли новый тип туманности — галактический эмиссионный. Сделать значимое открытие помогла двойная звезда YY Hya. Ее оболочка крайне велика даже для современных телескопов. А 19 января о еще одном открытии рассказали французские астрономы из Университета Париж-Сакле. Они выяснили, что на Марсе был холодный океан, который не замерзал даже при низких температурах. Убедиться в этом исследователям помогла компьютерная модель планеты, основанная на земных показателях. Выяснилось, что такой океан существовал на Марсе около трех миллиардов лет назад.

Фото: Global Look Press